Метрополитен г. Москвы им. В.И. Ленина был построен и пущен в эксплуатацию в 1935 году. До 1955 года Московский метрополитен носил имя Л. Когановича. Проект Метрополитена г. Москвы впервые появился в 1902 году, автором его был инженер П.И. Баллинский, но его проект не был принят. Второй проект строительства метрополитена Москвы предложил инженер Кнорре в 1912 году, этот проект утвердили, но Первая мировая война, начавшаяся в то время, и революция 1917 г. помешали реализоваться планам  Метростроя. Окончательное решение строить метрополитен было принято в 1931 году. Возглавлял строительство метрополитена г. Москвы Коганович Л.М. В планах было создать не просто железные дороги для перевозки пассажиров, а подземный мир, который бы восхищал человека красотой, величием архитектуры, скульптуры и мозаики, своей тематикой влияющих на идеологическое сознание людей строителей социализма.

Метрополитен г. Москвы
Первая линия метрополитена г. Москвы — Сокольническая —  была построена и начала работать в мае 1935 г. Это линия имела тогда 13 станций, начиналась от станции «Сокольники» и заканчивалась станцией «Парк Культуры». В оформлении станций метро принимал участие архитектор Душкин А.Н., им были спроектированы станции «Дворец Советов» (ныне — «Кропоткинская») и «Площадь Революции», которая была открыта в 1938 году. В нишах колонн на станции «Площадь Революции» установлено 76 бронзовых фигур: рабочих, колхозников, военных, матросов, символизирующих строителей и защитников социалистического общества  (работы скульптора Манизера М.Г.).

Следующей линией Метрополитена г. Москвы была построена Горьковско-Замоскворецкая. Строительство метро с тех пор не прекращалось. В 1943 году была построена и открыта станция «Новокузнецкая». Во время Великой Отечественной войны метрополитен служил бомбоубежищем для москвичей. В 1950-х годах в эксплуатацию была пущена кольцевая линия. Особое внимание было уделено оформлению станции «Комсомольская». Несколько созданных панно на этой станции посвящены победе русского народа в ВОВ. Кольцевые станции метрополитена Москвы самые яркие и нарядные. Очень красиво оформлена «Киевская» станция, фрески и панно на стенах посвящены развитию хозяйства и строя дружественной республики Украина. Станция «Новослободская» была открыта 30 января 1952 года.

Метрополитен г. Москвы

Многие станции Московского метрополитена признаны культурным достоянием. Над созданием и оформлением станций метро трудились известные художники, дизайнеры и скульпторы, такие как Корин, Лансере, Дейнеке, Данько и др.

В настоящее время метрополитен г. Москвы насчитывает 12 линий, общая длина которых составляет более 300 километров. Многие линии проходят через центр города, все их соединяет Кольцевая линия. Московское метро продолжает строиться и расширяться, ветки которого уходят далеко на окраины столицы. Так в ноябре 2013 года открылась станция «Жулебино», в феврале 2014 года были пущены станции «Битцевский парк» и «Лесопарковая» на Бутовской линии; в сентябре 2016 года было пущено движение электропоездов по МЦК.

Московское метро самое красивое, самое удобное и самое большое метро в мире. Насчитывает 194 станции, самая длинная линия московского метрополитена Арбатско-Покровская (45,5 км), самая глубокая станция — «Парк Победы» (84 м глубиной). Новые станции метро оборудованы лифтами.

В метро имеется музей, который находится в вестибюле станции «Спортивная», посвящен истории создания Московского метрополитена. На многих станциях установлены банкоматы для удобства пассажировПассажиры, потерявшие вещи в метро, могут обратиться на склад «Забытых вещей», который находится на станции «Университет», туда отправляются найденные в вагонах и вестибюлях забытые вещи. Метрополитен имеет свою библиотеку, находится она на станции метро «Нахимовский проспект»; Московский метрополитен выпускает газету «Моё метро», которая бесплатно раздается пассажирам. В настоящее время в метрополитене г. Москвы можно воспользоваться бесплатным Wi-Fi (работает только в вагонах поезда), нужно лишь зайти на сайт vmet.ro, и нажать на всплывающем баннере кнопку «войти».

Метрополитен г. Москвы начинает работать с 05:30 и закрывается в 01:00.

Стоимость проезда в метро г. Москвы:
Проездной билет «Единый» — даёт право проезда в метро и на наземном транспорте (трамвай, троллейбус, автобус, монорельс, МЦК). Стоимость «Единых» проездных билетов: 1 билет — 57 руб.; 2 поездки — 114 руб.; (20 поездок — 747 руб., 40 поездок — 1494 руб. — отменены с 2019 г), проездной на 60 поездок1970 рублей; безлимитные проездные: 1 день (сутки)230 руб., 3 дня — 438 руб., (7 дней — 830 руб. — отменён), 30 дней — 2 170 руб. и др.; 90 минутбилет, действующий в течение 1,5 часов после первого прохода через турникет метро, на всех видах наземного транспорта, стоимость: 1 поездка — 62 рубля (в рамках 90 минут количество поездок не ограничено ) и др.

Переход из метро на МЦК (Московское центральное кольцо) бесплатно возможен в течение 90 минут после первого прохода через турникет в метро.

Более подробно я описала в статье «Проездные билеты в Москве».
Также информацию о тарифах и видах проездных смотрите на официальном сайте Мосметро.

Музей Московского метрополитена работает:
вт—сб — с 9:00 до 16:30;
Выходные: вск-пн.
Последний вторник каждого месяца — санитарный день.
Вход посетителей прекращается за 30 минут до закрытия музея. Одиночным посетителям вход бесплатный.

Заказ экскурсий в Московское метро производится за 4 недели по телефону: 8(495)622-73-09.  Заказать экскурсию также можно и в экскурсионных бюро по ссылке.

Схема метро здесь: Интерактивная схема линий Московского метро.

Официальный сайт Метрополитена г. Москвы: mosmetro.ru
В настоящее время доступно мобильное приложение «Метро Москвы».

Смотрите также: МЦК и метро Москвы;    Как добраться до аэропорта Шереметьево;   Исторический Музей Москвы;      Третьяковская галерея в Москве.